Городище на Шапке.


Строго размеченный колышками и бечевками, раскоп слегка поблескивает чисто срезанными стенами перемычек - бровок. На их вертикальных плоскостях хорошо видны серые и темные полосы, красные прокаленные пятна - это культурный слой.Ребята ловко орудуют инструментами. В их руках маленькие , словно игрушечные , совки, щетки и кисти, наподобие Черепки посуды чжурчженей малярных. Археологи очищают груду грязно-серых камней. В соседнем раскопе, уже полностью расчищенном, видны земляные столбики, накрытые плоскими камнями. Это остатки очага и кана - системы дымоотводов, обогревавших дом. Коричневеют почти сгнившие основания деревянных столбов - бывших опор стен и кровли. Эти жилища были полуподземного типа. Стены делали из деревянных плашек , а крыша была скорее всего двух- или четырехскатной. Археологи нашли железные орудия труда, наконечники копий, железные и костяные наконечники стрел, черепки глиняной посуды с орнаментом из рассеченных налепных валиков. По характеру находок можно предположить , что в этой части древней крепости жил "черный " люд. По- видимому , земледельцы и скотоводы. Вопросов много, но ответы на них придут только после скурпулезных исследований. Но на один вопрос ученые могут ответить вполне определенно уже сегодня. Кто же они? В X-XIII веках огромные территории нашего Приамурья, Приморья и северо-восточной части современного Китая населял таинственный народ - чжурчжэни. По известным ранее археологическим памятникам и письменным свидетельствам, у чжурчжэней, которые вели оседлый образ жизни, к X веку существовали развитые родо-племенные отношения. В этническом отношении чжурчжэни являются предками тунгусоязычных народов Приморья и Приамурья - нынешних нанайцев, ульчей, орочей и удыгейцев. Судя по конструкции жилищ и оборонительных сооружений городища на Шапке, по предметам, найденным при раскопках, носителями древней культуры этого региона были именно чжурчжэни. Окруженная с двух сторон реками, болотами и озерами, гора Шапка являлась по тем временам стратегически выгодным местом для опорного боевого пункта . И не случайно археологи склонны думать, что городище на Шапке могло быть военно-административным центром, в окрестностях которого , возможно, располагались мирные поселения чжурчжэней. Исследования раскопанных показало, что они очень хорошо сохранились.Отсутствие человеческих останков и относительная скудность найденных предметов свидетельствуют , что обитатели покинули свои жилища в спокойной , скорее всего мирной обстановке. Не исключено , что чжурчжэни , не имея сил отстоять крепость, оставили ее в предверии натиска татаро-монголов, о страшной жестокости которых, вероятно, было известно и в этом регионе. Ведь именно чжурчжэни оказывали самое яростное сопротивление ордам Чингисхана. И они знали , что воины Чингисхана, ворвавшись в городище, буквально стирали его с лица земли и начисто уничтожали население от мала до велика. Куда же ушли остатки чжурчжэней? Может быть далеко на север, в глубь непроходимой тайги? Это тоже пока остается неясным.


Назад
На главную

Hosted by uCoz