Окрестности Амурска.


Первый этап заселения Дальнего Востока был связан с миграцией древнесибирских племён к берегам Тихого океана - на восток. Картина освоения тунгусо-маньчжурами и их предшественниками местного ландшафта была намного сложнее, чем сейчас, и имела много этапов своего преобразования. Сегодня мы наблюдаем компактное проживание нанайского населения в сёлах, продолжавших развиваться и созданных вновь, на базе рыболовецких колхозов, которые организовывались в 1930-е годы. Это было характерным продолжением тенденции укрупнения населённых пунктов коренных обитателей Приамурья. Согласно основному традиционному на Амуре рыболовному промыслу они располагались у богатых рыбой мест:
  • на протоках Амура - Хунгари (ныне Усть-Гур) на пр.Усть-Гурская, Подали Восточные (ныне Амурск) на пр.Старый Амур, Верхняя Эконь на пр. Хуммийская, Бельго на пр.Бельговский перекат;
  • у входов в пойменные озёра -Болонь (ныне Ачан) у озера Болонь, Верхний Нерген у группы озёр (Калтахэвэн, Большая и Малая Шарга, Джалунское), Хумми у озера Хумми;
  • непосредственно на озёрах - Омми на озере Омми, Гайтер и Даппы на озере Хумми, Пивань на озере Пивань.

Последующие этапы охватывают последние полтора столетия и связаны с российской миграцией на Дальний Восток. В XIX - самом начале ХХ-го Карта века в окрестностях современного Амурска поселялись казаки и крестьяне. Они строили свои сёла главным образом на самом Амуре - важнейшей транспортной магистрали региона того времени. Село Малмыж основали татары. Родное для них наименование из Татарстана по звучанию оказалось близким к местному нанайскому топониму Май (Медвежья Лапа) . Село Вознесенское обязано названием своему православному храму. В окрестностях Амурска это самое раннее русское поселение, поэтому успевших обжиться на новой родине крестьян стали считать кулаками. Во времена коллективизации они подверглись особенно сильным репрессиям. Орловское, Пермское (ныне Комсомольск), Верхнетамбовское основали выходцы соответственно из Орловской, Пермской и Тамбовской губерний. Этапы заселения в ХХ-ом веке связаны с историей СССР, социалистической индустриализацией и строительством железных дорог. В 1930-е годы силами заключённых Амурлага строилась железная дорога ВолК (Волочаевка II - Комсомольск) и станционные посёлки. Архитектуру культурного пространства всего ВолКа отличает скандинавский стиль народного жилища (архитекторы - заключённые шведы Альфред Гируль и Альфред Губайтис). В названиях станций использованы как честные коренные топонимы (Тейсин, Эльбан, Подали, Мылки, Хурба), так и привнесённые извне (татарский Малмыж; Известковый - по названию производимой из честного сырья извести; Комсомольск - в честь строителей города). Комсомольск планировался как главный опорный пункт освоения северной части Дальнего Востока с подошью железных дорог. В 1940-е годы создаётся линия Комсомольск - Советская Гавань. Станции Пивань, Гайтер, Селихин с местными наименованиями; Картель - дань капиталистическим производственным отношениям, название формы монопольного предприятия. Архитектуру культурного пространства этой железнодорожной ветви характеризует советский неоклассический стиль. Уникальность его необычных форм заключается в применении не каменного, а деревянного основного строительного материала. В 1970-е годы строилась Байкало-Амурская магистраль. В окрестностях Амурска её представляет станция Хальгасо. Это местный топоним, предположительно, по названию местной речки Хольваси. Последний этап заселения связан со строительством на данной территории крупных индустриальных предприятий лесохимической, деревообрабатывающей, машиностроительной, горно-обогатительной отраслей промышленности. Расширяется Комсомольск. Начиная с 1950-х годов строятся Амурск (на месте нанайского села Подали Восточные), Солнечный, Горный, Фестивальный. Для обеспечения продуктами питания увеличившегося во много раз местного населения (за счёт переселенцев почти со всего Советского Союза) создаются сельскохозяйственные базы - посёлки Молодёжный, Новый Мир. Укрупняются Эльбан, Вознесенское. На основе развития лесопромыслового хозяйства появляются новые и укрупняются существующие посёлки - Галичный, Селихино, Эльбан, Известковый. Таким образом, прослеживая исторические этапы заселения Дальнего Востока, становится объяснимым появление населённых пунктов в окрестностях города Амурска, а также расположение их в том или ином месте. Кроме этого, подобный системный подход позволяет сформировать о бщее комплексное представление об окрестном фрагменте региональной системы расселения. Оно строится на следующих основных положениях:
  • исторические миграционные процессы из глубин Евразии (Сибири и Восточной Европы) к берегам Тихого океана - переселение древнесибирских племён и расширение российского культурного пространства;
  • периодическая этапность заселения и освоения территории в историческом времени - от палеолита по наших дней;
  • постепенное преемственное освоение местным обществом форм хозяйствования и промысловых технологий - от традиционного местного рыболовства и каченных орудий труда до многоотраслевого современного хозяйства и индустриальных средств производства;
  • основной осваиваемый тип местности - почти все современные поселения располагаются вдоль речной долины Амура на узких полосах надпойменной террасы между затопляемой амурской поймой и сопочными массивами;
  • освоение природных и создание искусственных транспортных систем -акцент основных перевозок сместился от водных путей и сухопутного животного транспорта (с его полным подавлением в последнее столетие) к искусственным системам железных и автомобильных дорог, трубопроводов;
  • синтез культур на примере топонимики населённых пунктов: (тунгусо-маньчжурская национальная - Амурск, Ачан, Бельго, Болонь, Гайтер, Даппы, Диппы, Нерген, Омми, Пивань, Подали, Селихин, Тейсин, Хальгасо, Хумми, Хунгари, Хурба, Эконь, Эльбан; православная религиозная - Вознесенское; русская национальная - Верхнетамбовское, Орловское, Пермское; татарская национальная - Малмыж на Амуре и Малмыж на железной дороге ВолК; промыслово-хозяйственная - Известковый, Картель; советская молодёжная - Комсомольск, Молодёжный, Новый Мир, Фестивальный; природно-эстетическая - Горный, Солнечный.)

Многовековая нанайская культура отразила своеобразие и самобытность своей родины, экологическое равновесие общества и природы. Некогда нанайцы населяли территорию пойм Амура и Уссури от устья Амгуни на севере до истоков Уссури на юге. В силу исторических событий она значительно сократилась. Тем не менее, любое культурное пространство состоит из нескольких частей, соответствующих ландшафтной организации территории. Если понимать под современным нанайским культурным пространством территорию, объединяющую населённые пункты с компактным проживанием нанайцев, то, по наблюдению ряда краеведов, оно сегодня состоит из трех частей, духовными культурно-историческими центрами которых являются озёра Сепсики (Петропавловское), Болонь и Эворон. Все означенные населённые пункты тяготеют к тому или иному озёрному центру.Видится возможным, что вокруг них строилась жизнь коренных народов Амура. В мифологии закреплено их культовое значение. А культурное значение сёл Сикачи-Алян, Ачан, Кондон, "стерегших" эти озёра у амурских проток и притока, невозможно переоценить - это современные нанайские культурные центры. Полноценное возрождение нанайской народной культуры, которое сегодня разворачивается широких фронтом, повлечёт за собой и хозяйственно-экономическую самостоятельность всего пространства нанайской народной культуры. В таком случае будет затронута и жизнь всего региона:
  • Возможным становится конструктивное объединение нанайских культурно-образовательных сил - энтузиастов, учреждений, творческих коллективов - "снизу" - из народа.
  • Такое объединение предполагает создание единой субрегиональной программы развития нанайской народной культуры при равноправном сотрудничестве государственных, общественных и коммерческих организаций.
  • Эта субрегиональная программа вовлечёт в свою орбиту административно-территориальные районы - Солнечный, Комсомольский, Амурский, Нанайский, Хабаровский - именно их охватывает современное нанайское культурное пространство.
  • Сельский статус населённых пунктов с компактным проживанием нанайцев предполагает хозяйственно-экономическую основу нанайской народной культуры на базе предприятий малого и среднего бизнеса.


Таким образом, концепция нанайской народной культуры предполагает, многосторонний диалог нашего регионального сообщества о путях, средствах и методах возрождения и дальнейшего развития этой коренной культуры Нижнего Амура.


Назад
На главную

Hosted by uCoz