История Приамурья


Приамурье...Огромная территория, сопоставимая с Великобританией, Италией, Швейцарией и Бельгией вместе взятыми. Или не так. Это 15 Даний, или 7 Австрий... Территория Приамурья огромна и включает в себя юг Хабаровского края, Амурскую область, Читинскую область, значительную часть Приморского края. Истоки же Амура лежат в далекой Монголии и на Большом Хингане, где небольшие реки Шилка, Онон и Аргунь через несколько сот километров сливаются в реку Амур. Природа Приамурья своеобразна и уникальна. Но не только экосистема Амура неповторима, очень необычна и история заселения людьми этого края. В рутине бытовых дел мы как то и не вспоминаем об этом, а ведь не раз возникали и исчезали царства, да и заселение Дальнего Востока русскими тоже не проходило гладко. Приамурье, как спортивный кубок, не раз переходил из рук в руки и было бы обидно прервать эту нить, связывающую прошлое и будушее.



Археологически Приамурье конечно обследовано слабо, что вполне понятно, учитывая природные условия и размеры края. И тем не менее, первых признаки присутствия людей в Приамурье можно отнести к каменному веку. Специалисты относят этих людей к малышевской культуре, которая зародилась в 4 тыс. до н.э. Основные черты культуры можно обозначить следующими тезисами:
  1. долговременные жилища с углубленным в землю основанием;
  2. в каменном инвентаре двусторонне ретушированные изделия сочетаются с архаичной пластинчатой техникой, развитая вкладышевая техника;среди орудий значительную долю составляют оббитые или шлифованные топоры и тесла;
  3. керамика плоскодонная, известны 2 формы : сосуды с намеченной горловиной, украшенные штамповым орнаментом, с отпечатками колотушки, обмотанной шнуром, покрытые красной краской и слабопрофилированные усеченно-конической формы с широким устьем, украшенные горизонтальными поясами оттисков гребенчатого штампа;
  4. хозяйство носителей культуры по преимуществу рыболовное.

Следующий этап развития соответствует так называемой кондонской культуре. Этот этап развитого неолита датируется первой половиной 3 тыс. до н.э.Она имеет следующие характерные черты:
  1. крупными поселками с жилищами-полуземлянками;
  2. в изготовлении орудий используется бифасиальная ретушь наряду с древней пластинчатой техникой, развита вкладышевая техника, распространена техника шлифования, много грузил;
  3. керамика плоскодонная, ведущими типами остаются слабопрофилированные сосуды с широким устьем, горшки, банки, появляются миски; среди орнаментов наиболее предпочитаются оттиски штампов, вертикального гребенчатогозигзага, спирали и пояса горизонтального меандра
  4. центральное место в хозяйстве занимает рыбный промысел.

Финальный этап нижнеамурского неолита соответствует времени существования вознесеновской культуры. Она характеризуется следующими чертами:
  1. традиционными жилищами - полуземлянками;
  2. в каменной индустрии исчезает пластинчатая техника, сохраняется техника двустороннего ретуширования изделий, но ее заметно вытесняет широко распрстранившееся шлифование орудий ;
  3. керамика плоскодонная слабопрофилированная без выраженной горловины и плечиков, украшена сложным геометрическим орнаментом, спиральным, вертикальным гребенчатым зигзагом, нередко сосуды покрываются красной краской , известны сосуды с личинами.

В конце 60-х - начале 70-х годов А.П. Окладников и А.П.Деревянко на базе материалов Хабаровских стоянок и раскопок в дер. Осиповка выделили осиповскую "мезолитическую" культуру с характерным для нее комплексом вещей :
  1. листовидные наконечники копий, дротиков и стрел, обработанные двусторонней ретушью;
  2. "топоровидные" орудия с желобчатым лезвием;
  3. группа тесловидно- скребловидных орудий, изготовленных на плоских удлиненных речных галек способом оббивки;
  4. миндалевидные лавролистной формы ножи, двусторонне ретушированные;
  5. мелкий инвентарь: скребки концевые, срединные резцы небольших размеров и мелкие острия.
Каменные орудия труда Посуда неолита Посуда неолита
Эти вещи, как правило, залегают в серовато-желтоватом суглинке покровных отложений высоких холмов, расположенных вдоль берега.Культура отнесена к периоду "позднего мезолита" , носители ее - охотники, ведущие полукочевой образ жизни, в чем повторяют своих предшественников - охотников верхнего палеолита. Происхождение громатухинской культуры всецело связывалось с осиповцами, которые " поднимались на Средний Амур с востока" , начало миграций приурочено к новому историческому этапу - неолиту. На новом месте осиповцы узнали от местных племен способ изготовления глиняной посуды , " которую ... украшали отпечатками шнура или изготавливали методом выколачивания при помощи колотушки, обмотанной грубой травой", так как эти громатухинские приемы на Нижнем Амуре неизвестны.А.П.Деревянко связывал происхождение керамики громатухинской культуры с овладением этим способом прошлых осиповцев от новопетровцев. С районом Среднего Амура А.П.Окладников и А.П.Деревянко предположительно связывали происхождение собственно осиповской культуры : " неоспоримые доказательства автохтонности осиповской культуры получены в 1968г. при исследовании верхнепалеолитической мастерской в с.Кумары , где были обнаружены двусторонне ретушированные скребла и наконечники дротиков, близкие осиповским".

Кроме того, древняя культура, которую принято было считать подлинно первобытной, неолитической, принадлежала не только морским охотникам, рыболовам и специализированным на морском промысле собирателям, но и скотоводам-земледельцам. Развивая свое многоотраслевое , весьма сложное хозяйство, они неожиданно рано ознакомились и с железом, металлом новой индустриальной эры. Если полагаться на результаты радиоуглеродного анализа, железные орудия труда появились у них даже раньше 9 века до нашей эры. Одновременно на Амуре складывается оригинальная и богатая урильская культура, двойник сидеминской культуры Приморья. В дальнейшем обнаруживаются две новые , резко различные культуры "среднего железного века". В районе Владивостока и к северу от него существовала культура Чапигоу, для которой характерны чаши на поддоне и высокие сосуды с ушками - "пеньками" - у венчика. Если верить радиоуглеродной дате поселения у деревни Береговой на побережье моря к северу от Владивостока, то она существовала уже во втором тысячелетии до нашей эры, когда бытовали шиферные орудия. На Амуре и вплоть до Уссурийска( раскопки на "Сенькиной Шапке" в долине реки Суйфуна) была распространена польцовская культура. Одно из наиболее характерных поселений польцовской культуры раскопано в городе Хабаровске у Амурского санатория. Там найдена характерная керамика, в том числе сосуды, удивительно близкие к керамике на Японских островах, в виде узкогорлых ваз с широким блюдцевидным венчиком. Поселение у Амурского санатория дало и другие, столь же любопытные находки . Это были модели бытовых предметов, изготовленные из обожженной глины: колыбель , защитный щиток для стрельбы из лука, лодка. Но еще важнее с этногенетической точки зрения модели лодки и колыбели. Лодка , вылепленная гончаром из поселка у нынешнего Амурского санатория, передает очертания и форму тунгусской лодки-берестянки, сшитой из полос вываренной бересты и промазанной по швам для водонепроницаемости берестяным варом. Изобретение берестяной лодки позволило пешим охотникам тайги освоить ее глубинные пространства, мелкие речки и озера. С тех пор, вместе с берестяным чумом и берестяной посудой, берестяная лодка стала символом подвижной жизни таежнных охотников и рыболовов. Такая лодка, а вместе с ней и чум - "джу"- сопровождает лесных людей от рождения до могилы. Недаром на старинных могилах нанайцев можно видеть те же берестяные полотнища чумов, а то и целые лодки. Что же касается колыбели , то, как показал своими исследованиями , посвященными древнейшей истории и культуре тунгусских племен Г.М.Васильев, колыбель, послужившая прототипом для глиняной модели из поселения в Хабаровске, является исконно тунгусской. Она явилась исходной основой , на которой со временем возникают все остальные варианты этих колыбелей, приспособленные к бродячей лесной жизни с переездом верхом на олене. Отсюда следует ряд важных общеисторических выводов. В первую очередь эти выводы касаются происхождения тунгусских племен и взаимоотношений между ними. Как известно, существует ближайшее языковое родство между собственно тунгусскими племенами, вековечными жителями тайги, охотниками и рыболовами - "северными тунгусами", с одной стороны, и маньчжурами, земледельцами и скотоводами , или, как их иногда называют, "южными тунгусами", - с другой. Оставалось , однако, неясным, какая из этих двух больших групп тунгусских племен является более древней и , следовательно, исходной для образования обеих ветвей. Столь же неясен был вопрос о первоначальной прародине тунгуссов. Нельзя было сказать уверенно - "юг", то есть Маньчжурия, или "север", то есть сибирская тайга, были их общей родиной. Наличие на Амуре у Хабаровска в столь раннее время, скорее всего где-то в половине первого тысячелетия до нашей эры, столь четко и определенно выраженных элементов таежной тунгусской культуры дает основание утверждать, что в это переломное время в ходе смешения культуры лесных охотников - тунгусов с культурой какого-то аборигенного населения Приамурья впервые возникает тот сложный сплав, который явился основой для сложения как культурной общности позднейших нанайцев и ульчей, так и их соседей в бассейне реки Нонни. От таежных охотников аборигенами Приамурья были заимствованы язык и такие существенные этнографические черты, как колыбель, как некоторые специфические черты быта и верований . От оседлых же коренных племен, быть может, родственных "палеозиатам" - нивхам, происходят земледелие, разведение свиней и другте элементы оседлой земледельческой культуры, зародившейся еще в каменном веке, в неолите. Процесс становления новой культуры, несомненно, был сложным и длительным. Он протекал, как показывают своеобразные условия, в которых обнаруживаются остатки поселений того времени, в слодной исторической обстановке. Как правило, поселения польцовской культуры содержат множество целых глинняных сосудов, иногда - десятки и сотни таких сосулов. В них встречается и брошенная бытовая утварь. Пол одного из жилищ в поселении Кукелево-Польцо был засыпан жженым зерном. Само жилище имело следы пожара, уничтожившего его деревянные части. Все в нем свидетельствовало о былой катастрофе. Племена мохэ вписали новые яркие страницы в историю Дальнего Востока. Их история , деятельность выдающихся представителей мохэ, например, Тудики или Дудики, нашли отражение и в летописных известиях первой половины первого тысячелетия нашей эры. Остатки мохэсских поселений - самые распространенные в Приморье и особенно на Амуре археологические памятники. Одно из них датировано радиоуглеродным способом 4-5 веками нашей эры. В другом, раскопанном на берегу Осинового озера в районе Благовещенска, обнаружены две монеты Кайюань, что позволяет отнести это жилище к самому позднему собственно мохэсской истории, непосредственно перед возникновением в мохэсской среде крупнейшего Бохайского государства или в его начальное время. Обнаружены также мохэсские могильники у сел Найфельд, Новопетровки и Троицкого на реке Белой у Благовещенска, где в грунтовых ямах по ритуалу вторичного захоронения захоронены разрозненные кости людей. Найденные вместе с целыми жертвенными сосудами железные пластины от сложного панциря, наконечники стрел, мечи рисуют мохэсцев теми же чертами, что и письменные источники. В письменных источниках рассказывается, как послы, прибывшие из страны мохэ, поразили и привели в трепет военной пляской могущественного императора Китая Выньди. Известно также, что отряды мохэ сражались на стороне корейцев с китайскими армиями. Они были в этой борьбе настолько упорными и опасными противниками Китая, что захваченные в плен мохэсские воины были уничтожены по приказу китайского императора полностью, тогда как корейцев пощадили. Не менее показательны в этом смысле мохэсские наскальные рисунки в Сакачи-Аляне и в других местах по Амуру ниже Хабаровска. По резной технике выполнения, стилю и сюжетам они перекликаются с писаницами степных племен тюркского времени. На одной такой амурской писанице изображен барс или тигр с оскаленной пастью и кривыми когтями, на других - всадники в характерной одежде в виде узкого кафтана в талию и широких штанах. Встречаются и сцены богатырской охоты, напоминающиеся излюбленные тюрками VI-IX веков сюжеты наскальных рисунков, а вместе с тем изображавшиеся степными ювелирами на их серебряных или золотых кубках. О тесных связах с тюрками против общего их с корейцами врага - сунской феодальной империи, которая вела агрессивные войны, направленные на захват корейских владений



Всего многочисленнее в Приморье и отчасти на Амуре из средневековых памятников вещественные остатки второго государства,созданного на Дальнем Востоке тунгусскими племенами,- "золотой империи",государство чжурчжэней империи Цзинь. Чжурчжэням выпала на долю восстановить и умножить все,что было утрачено на Дальнем Востоке после разгрома бохайского королевства киданями. В пору его расцвета чжурчжэньское государство простиралось от Амура до Хуанхэ,захватывая также и часть монголии.Это время было периодом наибольшего подъема экономики и расцвета культуры.Всюду виднелись пашни,сады и луга,на которых паслись табуны рогатого скота и лошадей-гордость чжурчжэней. На огромных пространствах,входящих в состав империи Цзинь,первобытное натуральное хозяйство уступало место более передовому,с широким употреблением денег.В стране была проложена разветвленная сеть колесных дорог.Следы их можно было еще недавно видеть в районе Уссурийска,а также в других местах Приморья.Родоплеменной строй,примитивная система управления,характерная прежде для чжурчжэньских племен,со временем сменились хорошо разработанной и сильной административной системой,основанной уже не на устном обычном праве,а на писанных законах цивилизованного общества. Чжурчжэни хорошо знали и ценили классическую культуру соседнего Китая.Император Улу высоко чтил исторические труды сымацяня и почитал мудрость Конфуция. В изучении событий прошлого по сочинениям историков он искал ответ на проблемы современности. При нем были переведены на чжурчжэньский язык китайские классики и исторические сочинения. Передовые лидеры чжурчжэней еще в эпоху наиболее высокого расцвета их общества были озабочены сохранением национального единства и патриотического духа. Тот же Улу, один из самых могущественных императоров чжурчжэней, призывал своих соплеменников беречь старые обычаи предков и избегать слепого подражания китайским обычаям. " С детства , привыкнув к обычаям китайским, вы не знаете простых и совершенных обычаев нюйчжи. Не знать своего наречия и письма - значит забыть свою родину", говорил своим приближенным Улу. Он решительно выступал против увлечения чужеземной религией - буддизмом и называл его проповедников обманщиками. Укрепленные поселения чжурчжэней , вызванные к жизни беспокойной политической обстановкой, сначала межплеменной борьбой, затем войнами с Кореей и Сунами, представляют собой настоящие горные гнезда, неприступные крепости. Таково, например, поселение на Голубинной сопке по рекеМайхэ, ограниченное с одной стороны вертикальной стеной известняков, глубоким русломгорной реки, а с другой - крутыми склонами, усиленными мощным валом из дикого камня и земли. Чжурчжэнские архитекторы мастерски использовали эти природные возможности и гибко приспосабливали к ним очертания своих крепостей. Это видно не только в малых сравнительно крепостях, но и в таких грандиозных сооружениях , как огромное Краснояровское городище. Его монументальные валы и рвы облегают лощины и бугры сопки, повторяя основные черты ее рельефа. Вторая черта чжурчжэнской архитектуры - стремление сооружать дома на своего рода искусственно спланированных уступах, платформах, которые ступеньками или террасами тянутся одна над другой. Уже издали, с низины, которая тянется у подножия той же Голибинной сопки, видны откосы таких террас, где располагались в XI-XIII веках дома чжурчжэней, от которых остались выложенные из камня дымоходы - каны, проходившие под полом таких жилищ. Чжурчжэни вели активную и самостоятельную внешнюю политику. Главным их противником была сунская династия, правившая Китаем. В борьбе с ней при императоре Укимае чжурчжэни завладели Пекином и присоединили пространства Северного Китая от Пекина до Хуанхэ и даже дальше на юг. Не ограничившись огромной контрибуцией - 5 миллионов лан серебром, десять тысяч голов скота, миллион кусков шелка, - чжурчжэнские полководцы в 1127 году забрали в плен двух императоров - сначала отрекшегося от престола императора- отца, а затем императора-сына. Чтобы унизить гордую сунскую династию , победители объявили обоих императоров простолюдинами и увезли их в жалком виде на повозке , запряженной волами, в страну чжурчженей, с ними увезли триста членов императорского дома, связав их длинными рукавами собственной одежды. Добычей чжурчжэней стали императорская казна, правительственные архивы, библиотеки, карты империи, государственная печать и все драгоценности двора. Государство чжурчжэней пало под ударами их смертельных врагов - монгольских племен, объединенных Чингисханом, основателем новой мировой империи, равной которой по масштабам еще не знала история. Монгольские армии разрушили крепости чжурчжэней, уничтожили их культуру и сам народ. В это время , трагическое для народов Азии и Восточной Европы, тяжелый удар в спину чжурчжэням , представлявшим заслон для Китая, нанесла сунская династия. После падения царства тангутов Ся смертельная опасность нависла и над страной чжурчжэней. Последний император чжурчжэней послал своего посла к сунскому двору со словами " Монголы, истребив 40 княжеств, дошли до царства Ся. Уничтожив царство Ся , они пришли в наше государство. Если положат конец нашему царству, то непременно достигнут и царства сунского. Естественно, что когда нет губ, тогда мерзнут зубы". Но , ослепленные старой враждой сунцы заключили союз с монголами и вместе с ними выступили против чжурчжэней, отчаянно оборонявшихсвои последние рубежи. Посуда из Маньчжурии.Достигнув своей главной цели - разгрома государства чжурчжэней, Чингисхан был великодушнее сункских полководцев. Когда его генералы в 1225 году преследовали последнего чжурчжэньского государя, он сказал им:"Раз дзерены и олени, попавшие в круг нашей облавы , нами уже изловлены и в цепи остался один заяц, то почему и не выпустить его?" А затем наступило возмездие за недальновидную политику китайских феодалов. Настала очередь самого союзника монголов - Сунского Китая. Монголы завладели Китаем, и он оказался под властью завоевателей, поработивших народы Восточной Азии. И в то же минское время за Великой Стеной, на территории Маньчжурии, у ее клоренных обитателей,вновь возникают собственное маньчжурское государство и своя династия Цин. Эта династия на 3 века подчинила себе не только Маньчжурию, свою родину, но и Китай, а за ним и Монголию, ослабленную феодальными распрями, преданную своими духовными и светскими князьями. Увлеченные длительной и тяжелой борьбой за созидание и расширение границ новой могущественной агрессивной империи, маньчжуры не интересовались тем, что происходило на Амуре и в Приморье. Там продолжали по-своему жить коренные племена этих областей, вновь вернувшиеся к жизни своих предков, не знавших государственной власти. В таком состоянии, никому не подвластными, и застали их первые русские отряды, продолжавшие в половине XVII столетия свое великое движение навстречу солнцу от Урала к Тихому океану.

Следующий этап заселения Дальнего Востока связан с русской экспансией. В 30-х годах 17 века русские обосновали в бассейне реки Лены и начали Распространяли свое влияние на сопредельные территории. В начале 40-х Годов 17 века от промысловиков тунгусов были получены сведения о вели кой реке Амуре и народах, живущих на ее берегах. Имеются сведения о том, что в бассейн Амура проникали и русские промысловики.В середине 17 века бассейн Амура населяли немногочисленные народности дауры и дючеры-в среднем течении Амура и натки, ачаны, гиляки(нивхи)-в его низовьях (от устья Уссури и ниже).В северных районах бассейна Амура в его таежных массивах обитали тунгусы (эвенки). Дауры-родственные монголам племена (относящиеся к монгольской языковой группе),по-ви димому, переместившиеся на Амур в связи с татаро-монгольскими заво еванием, -занимали территорию от устья реки Урки до устья Зеи.По Зее их селение распространялись до реки Умлекана. Собственно даурское население, по подсчетам Б.О.Долгих составляло 9,9 тысячи человек кроме того,было около 1,2 тысячи смешанного населения -- дауро-тунгус ского присхождения.На Амуре известны пять таких княжеств, распологавшихся по течению сверху вниз, -Лавкая, Дасаула, Гуйгудара, Банбулая и Толги. На Зее было шесть группировок дауров и шесть княжеств одаурившихся тунгусов, причем некоторые из них назывались по именам князьков (Балдачин и Допты ула), другие же -по территории (Боканская волость Шепкин и т. д. ). По общественному строю это были родоплеменные организации на ступени разложения и перехода к классовому неравенству. Роды были обособлены друг от друга и независимы. Ниже устья Зеи вплоть до устья реки Уссури левобережное Приамурье занимали дючеры-тунгусо-маньчжурская ветвь, выделившаяся и обособившаяся после монголо-татарских завоеваний, Вид жилища натков утратившая к середине 17 века черты этнического единства с маньчжурами. В составе дючерского населения, однотипного по хозяйственной и общественной организации с даурами, также выделялось несколько группировок (княжеств). Общая численность дючеров определяется примерно в 10,6 тысячи человек. Жили они небольшими селениями (улусами), которых насчитывалось около двухсот. Ниже устья Уссури обитали натки-предки нынешних нанайцев и ульчей. Их отличали от дауров и дючеров и хозяйственные особенности- рыболовство и охота-и языковые. Общая численность натков составляла около 3500 человек; жили они в двадцати улусах. Самое низовье Амура занимали гиляки (нивхи), имевшие там семнадцать улусов. Насчитывалось гиляков около 4300 человек. Кроме названных групп, Приамурье населяло тунгусские племена. Это предки будущих эвенков , манегров, негидальцев, бираров. Тунгусов насчитывалось примерно 2800 человек. Жили они небольшими родами и вели кочевой образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей. Родовые вожди передавали свои полномочия по наследству.

Таково было положение дел на Дальнем Востоке, когда началась русская экспансия. И наиболее важными в этом процессе оказались экспедиции Пояркова и Хабарова. В 1643 году из Якутска на восток была направлена экспедиция, перед которой в наказанной грамоте были поставлены точные и определенные задачи - обследование рек Зеи и Амура и даурского населения, обитающего в этом бассейне. Возглавлял её чиновник Якутского воеводства письменный голова Василий Данилович Поярков. В состав экспедиции вошли 112 служилых людей, 15 вольнонанятых, 2 переводчика, кузнец и 2 чиновника для сбора податей. 15 июля 1643 года экспедиция Пояркова на дощаниках (лодках) по реке Алдану, притоку Лены, отправилась в своё трехлетнее путешествие. К осени того же года Поярков достиг отрогов Станового хребта. Оставив там зимовать часть своего отряда, он во главе группы в девяносто человек, перевалив через горы, вышел в бассейн реки Зеи и, встретив у реки Умлекан даурское селение князька Доптыула, обосновался невдалеке от него на зимовку. Весной 1645 года, пройдя на лодках вдоль побережья Охотского моря, экспедиция вышла у устью реки Ульи, где находилось зимовье, построенное ещё Иваном Москвитиным. Там отряд перезимовал и летом 1646 года вернулся в Якутск. Сведения, привезенные из отряда Пояркова, быстро распространились по Якутску и Сибири. Богатые земли, благоприятные для земледелия условия манили крестьян. И пока вопрос о судьбе новых земель решался царскими приказными чиновниками, инициативу взяла в свои руки крестьянская вольница. Предприимчивый сольвычегорский крестьянин Ерофей Павлович Хабаров, оказавшийся в Якутске, собрал отряд "охочих" людей из семидесяти человек и вемной 1649 года организовал новый поход на Амур. Но Хабаров избрал иной путь, более короткий и менее трудный - с верховьей реки Олекмы по Тугирскому волоку, обследованный к этому времени русскими промысловиками. Якутский воевода Д. А, Францбегов поддержал Хабарова и субсидировал его экспедицию. Преодолев мелковья, перекаты и пороги Олекмы, к осени 1649 года отряд достиг устья реки Тунгира, правого притока Олекмы. Построив нарты, двинулся вверх по реке, а затем, волоком через горы Олекминского Становика, вышел в долину реки Урки. Это уже был бассейн Шилки - верховьев Амура. там находились даурские селения - городки князька Лавкая. Но они оказались покинутыми. Попытка завязать дружеские отношения с даурскими князьками не увенчалась успехом. Опасаясь возможных столкновений, отряд вернулся к устью реки Урки, укрепился там, построив небольшой острожек, а Ерофей Хабаров, оставив в городке пятьдесят человек, отправился в Якутск за поддержкой. Там ему удалось привлечь в новый поход более ста добровольцев. Кроме того, воевода дал Хабарову 27 слежилых людей, три пушки с необходимым снаряжением и средства. С ним же были посланы три посла к даурскому князю Шамшакану. В грамоте к даурскому князю воевода потребовал подчинения даурских земель русскому царю " со своим родом и с иными дурскими князи, которые под твоим , царя Шамшакановым, княжением и со всеми улусными людьми". 9 июля 1650 года отряд выступил из Якутска. Четыре недели поднимались на лодках по Олекме. Затем Хабаров, взяв с собой большую часть отряда, налегке ушел на Амур, а пушки, пищали и прочее снаряжение сорок казаков должны были волоком на нартах доставить следом. Хабаров прибыл как нельзя вовремя. Оставленные в прошлый поход на Амуре казаки оказались в тяжелом положении. Кончилось продовольствие. Даурский князь Албаза отказался платить ясак и готовился напасть на них. Попытка казаков предупредить нападение вылазкой не увенчалось успехом: потеряв 4 человек, они вынуждены были отступить и укрыться за стенами острожка. Прибытие Хабарова с довольно значительным отрядом изменило положение. Дауры, бросая обжитые места, стали уходить ниже по Амуру. Казаки захватили у них 117 голов скота, много хлеба и вернулись в Албазин. Три года под руководством Хабарова осуществлялось влияние русского государства на Амур. Многие даурские и дючерские князьки, роды и семьи добровольно признали власть московского царя, платили ясак и находились в дружественных отношениях с русскими, расселявшимися по Амуру. В конце 1652 года московское правительство, заинтересованное в закреплении даурских земель, намечало направить на Амур трехтысячное войско. Но этот план остался неосуществленным. А в 1653 году в даурские земли прибыл посланец московского правительства дворянин Дмитрий Зиновьев с царским жалованьем и большими припасами. Зиновьеву было дано задание собрать подробные сведения о новых землях, о возможностях их освоения и потребных силах для обороны. Четыре недели находился Зиновьев на Амуре, выполняя свое задание, а затем отбыл в Москву, захватив с собой Хабарова. Дворянину не понравились вольнолюбивые порядки на Амуре, и он пытался предать Хабарова суду, но эта затея не удалась. Хабаров был оправдан, однако на Амур он больше не возвратился. Управление амурскими казаками Зиновьев поручил Онуфрию Степанову, назначенному позднее "приказным человеком великой реки Амура, новой Даурской земли". Царское правительство стало рассматривать приамурские владения как владения Московского государства. Тем временем началось освоение и верховьев Амура. В начале 50-годов русские землепроходцы вышли в Забайкалье . Отряд сотника Петра Бекетова основал там несколько русских острогов, в том числе в 1653 году у устья реки Нерчи - Нерчинский городок. Местное бурятское и тунгуское население добровольно признало власть московского царя и стало выплачивать ясак . В окрестностях Нерчинска начали заниматься земледелием , выращивать хлеб. Вскоре Бекетов, спустившись на Амур по Шилке, установил связи со Степановым. Таким , образом, Приамурье от верховьев и до самого устья реки со всем его левобережным населением к середине XVII века вошло в состав Русского государства.



Не раз еще русское влияние оказывалось под угрозой, но вытеснить русских переселенцев никто так и не смог.


Назад
На главную

Hosted by uCoz